
Маркет-мейкеры являются важнейшими участниками финансовых рынков. Они обеспечивают ликвидность рынка, поддерживают стабильность цен и объемы торговли. Маркет-мейкеры в криптоиндустрии по сути своей ничем не отличаются от традиционных маркет-мейкеров, но есть много различий в управлении рисками, технологиях и регулировании.
Маркет-мейкеры в криптоиндустрии
Маркет-мейкеры в криптоиндустрии по своей сути схожи с традиционными маркет-мейкерами. Они обеспечивают ликвидность рынка, молниеносно открывают и закрывают позиции и получают прибыль от спреда между ордерами. Однако есть ряд отличий в управлении рисками и регулировании.
Во-первых, с точки зрения размера рынка криптовалютные рынки относительно ничтожны по сравнению с традиционными финансовыми рынками, и криптомаркет-мейкеры относительно невелики.
Во-вторых, криптовалютные рынки относительно неликвидны и волатильны, что заставляет маркет-мейкеров более осторожно подходить к управлению рисками. Кроме того, торговля на криптовалютном рынке трудно поддается регулированию, и не существует строгого кодекса поведения, которому должны следовать маркет-мейкеры. Наконец, с точки зрения технической архитектуры криптовалютная индустрия требует высоких технических возможностей для обеспечения безопасности транзакций.
Путь развития маркет-мейкеров на криптовалютном рынке можно разделить на три этапа
2009-2012 годы: первые криптовалютные биржи и маркет-мейкеры появились вместе с появлением биткоина. Большинство из них представляли собой частных лиц или небольшие команды;
2013-2017 годы: по мере становления криптовалютного рынка стали появляться профессиональные маркет-мейкеры, предлагающие более специализированные услуги. Среди компаний, появившихся в этот период, можно назвать Cumberland Mining, Jump Trading и DRW Trading, которые предлагают не только услуги маркетмейкинга, но и ряд других услуг, таких как арбитраж и управление активами;
2018 год – настоящее время: обвал криптовалютного рынка в 2018 году привел к банкротству многих бирж и маркет-мейкеров. После постепенного восстановления объемов торгов маркетмейкеры модернизировали свои стратегии применения. На текущем этапе интерес к рынку проявляют маркетмейкеры из традиционных финансовых институтов.Сегодня деятельность крипто маркетмейкеров не ограничивается FX-биржами, но также распространяется на DEX-биржи и внебиржевые рынки.
Сотрудничество маркет-мейкеров и бирж.
Криптовалютные биржи тесно сотрудничают с маркет-мейкерами. Хотя некоторые биржи имеют собственные команды маркет-мейкеров, многие предпочитают работать со сторонними маркет-мейкерами. Биржи сотрудничают с маркет-мейкерами в двух формах
Прямое сотрудничество с криптовалютными биржами.
Как правило, биржи предлагают специальные программы для маркет-мейкеров. Некоторые из них предлагают персонализированные торговые терминалы: через API биржи предоставляют маркет-мейкерам информацию о рыночных стеках, глубине рынка, ценообразовании и пиках.
Косвенное сотрудничество с криптовалютами.
Маркет-мейкеры сотрудничают с криптобиржами через посреднические платформы для предоставления услуг внебиржевого маркет-мейкинга. Важно отметить, что маркет-мейкеры не нужны криптобиржам с точки зрения предоставления ликвидности. При работе с криптобиржами маркет-мейкерам необходимо согласовывать с биржами детали партнерства, распределение комиссии, объемы торгов и т.д. для обеспечения бесперебойного и выгодного сотрудничества. В то же время маркет-мейкеры должны строго соблюдать правила бирж и внешние нормативные акты, чтобы обеспечить законность своей деятельности.
Что касается механизмов торговли, то маркет-мейкеры, имеющие внутренние связи с биржами, в значительной степени вовлечены в процесс установления цен, что позволяет в определенной степени предотвратить манипулирование ценами.
Чем выше ликвидность биржи, тем лучше условия торговли для пользователей, тем выше лояльность пользователей и тем выше доходность биржи. Как следствие, биржи охотнее дают скидки на деятельность маркет-мейкеров.
Сотрудничество маркетмейкеров и проектов.
На криптовалютном рынке ликвидность токенов не менее важна, чем сам продукт и его команда. Отношения между участниками проектов устанавливаются в основном благодаря ликвидности, предоставляемой маркетмейкерами. Проекты на стадии ICO/IDO/IEO также должны управлять ценой токенов. В этом контексте маркетмейкеры выполняют следующие роли:
компенсируют недостаток ликвидности на рынке;
стабилизация цены токена: предотвращение слишком высокого или слишком низкого уровня цены;
Эти задачи передаются на аутсорсинг профессиональным маркет-мейкерам по более низкой цене, чем собственная работа команды проекта. Как правило, для повышения ликвидности проекты выделяют маркет-мейкерам 2-5% своих токенов.
Автор: Завьялов Илья Николаевич