Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
Рынок криптовалют является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов финансовой индустрии. В связи с этим правительства и регулирующие органы различных стран всё больше обращают внимание на эту область.
В целях обеспечения стабильности и безопасности, защиты прав потребителей и инвесторов, предотвращения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, Европейский парламент принял новый закон, который регулирует использование криптовалют в странах Евросоюза. Закон «Regulation of Markets in Crypto-assets» (MiCA) будет постепенно введён в действие в ближайшие годы и заменит существующие законы в 27 странах-членах Европейского союза.

Кого затронет новый закон?
Закон предусматривает введение новых правил для производителей и продавцов криптовалют, а также для компаний, предоставляющих услуги в данной области на территории Европейского союза. Текст закона напрямую не предусматривает отдельных правил для лиц из «третьих» стран (в том числе, из России), пункт 75 его преамбулы устанавливает, что если компания из «третьей» страны самостоятельно (без первоначальной инициативы клиента из ЕС) привлекает клиентов в Евросоюзе, продвигает или рекламирует услуги криптоактивов или свою деятельность в ЕС, к ней будут применяться требования MiCA. В частности, такие компании должны иметь эффективное место управления в Евросоюзе, помимо зарегистрированного офиса в государстве-члене ЕС, где они осуществляют хотя бы часть своих услуг в области криптоактивов, и хотя бы один директор должен быть резидентом ЕС.
Важно отметить, что MiCA не охватывает все криптовалюты, а только три определенных типа криптоактивов:
Asset Reference Token («ART») — токен, нацеленный на поддержание стабильной стоимости посредством ссылки/подкрепления одним или несколькими активами. Как правило, это комбинация активов (например, токен, ссылающийся на золото, на несколько валют или на другие криптоактивы).
E-money Token («EMT») — электронные суррогаты монет и банкнот, которые, вероятно, будут использоваться для осуществления платежей. Ключевая характеристика — обеспеченность официальной государственной валютой.
Другие криптоактивы — цифровое представление стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде.
Токены ценных бумаг и некоторые электронные деньги (за исключением токенов электронных денег) уже регулируются другими инструментами финансового права ЕС, и не подпадают под действие этого закона.
Таким образом, если организация предлагает услуги, связанные с этими типами криптоактивов и действует на рынке Европейского союза, она должна соответствовать требованиям, установленным MiCA. Закон распространяется на физические и юридические лица, занимающиеся выпуском, предложением и торговлей криптоактивами, предоставлением услуг, связанным с криптоактивами.
В рамках закона такими лицами являются:
1. Эмитенты криптоактивов: Юридические лица, предлагающие публике любой вид криптоактивов или желающие получить допуск к торговле на платформе для криптоактивов. Таким образом, в рамках закона эмитентами могут являться не только организации, которые создают криптоактивы самостоятельно, но и любые лица, распространяющие такие активы третьим лицам в ЕС.
Основные требования к эмитентам:
Регистрация: Эмитенты криптоактивов, действующие в Европейском союзе, должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица в ЕС.
Белая книга (White Paper): Эмитенты обязаны опубликовать и предоставить местному органу власти «Белую книгу». В ней должна содержаться техническая информация для потенциальных клиентов, включая описание проекта, участников, используемый блокчейн, риски и права клиентов.
Маркетинг: Распространение маркетинговых сообщений о криптоактивах запрещено до публикации «Белой книги».
Дополнительные требования: Эмитенты должны проверить, применимы ли к ним дополнительные нормативно-правовые акты ЕС или внутреннее законодательство страны участника.
2. Провайдеры услуг криптоактивов: Любое лицо, предоставляющее услуги в области криптоактивов третьим лицам на профессиональной основе. Такими лицами, например, будут считаться компании, осуществляющие хранение и управление криптоактивами по поручению третьих лиц, а также предоставление консультаций по криптоактивам.
Основные требования к провайдерам:
Разрешение и регистрация: Предоставление услуг будет разрешено только юридическим лицам, которые имеют зарегистрированный офис в государстве-члене ЕС и получили разрешение от национального компетентного органа в качестве Crypto-Asset Service Provider (CASP). Разрешение, выданное в одной стране-члене, будет действовать на всей территории Европейского союза благодаря механизму «паспортизации».
Надзорные требования: Национальные регуляторы будут проверять соответствие кандидатов требованиям, включая идентификацию клиентов, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, управление рисками, капиталом и процедурами управления конфликтами интересов.
Информирование и надзор со стороны уполномоченных компаний: Получение специального разрешения на предоставление услуг, связанных с криптоактивами, не будет являться обязательным для кредитных учреждений и уполномоченных инвестиционных компаний, у которых есть лицензия MiFID. Однако они должны уведомить компетентные органы о своем намерении предоставлять такие услуги и соблюдать требования, установленные MiCA.
Для Провайдеров и Эмитентов криптоактивов установлены требования по раскрытию информации о блокчейн-механизмах консенсуса, они обязаны обеспечить финансовую стабильность через капитал или страхование.
«Кастодианы» — финансовые организации, осуществляющие хранение ценных бумаг и иных финансовых активов клиентов, также несут ответственность за потери активов или криптоактивов, хранимых для Эмитентов, и должны вернуть идентичные активы или их стоимость, если не докажут, что потеря произошла из-за непредвиденных внешних обстоятельств.
В центре внимания — потребитель
Новый законодательный акт Европейского союза устанавливает строгие нормы по защите прав потребителей. Он включает ряд важных мер, направленных на обеспечение данной защиты, например, требование о предоставлении компаниями детальной информации о предлагаемых услугах, возможных сборах и комиссиях, о потенциальных рисках, связанных с инвестированием в данную сферу.
Компаниями должны быть установлены высокие стандарты безопасности для защиты интересов клиентов, включая вопросы хранения и обеспечения криптовалютных активов. Они должны бороться с мошенничеством и манипуляциями на криптовалютных рынках и предоставить потребителям возможность возврата средств в случае, если компания не исполнила условия договора или не предоставила ожидаемые услуги.
Отдельное внимание уделяется соблюдению правил в отношении обработки персональных данных и установлении права потребителей отказаться от использования их личной информации в рекламных целях.
Почему важно знать положения MiCA
Требования нового закона направлены на защиту инвесторов, предотвращение финансовых преступлений и обеспечение прозрачности. При этом, как указано выше, новый закон имеет прямое влияние и на компании вне ЕС, которые желают предоставлять свои услуги в области криптовалют на территории Евросоюза.
В свете данных обязательств, все провайдеры услуг в ЕС, связанных с криптовалютами, должны гарантировать соответствие своей деятельности положениям нового закона, обеспечивать наличие надежных систем и средств контроля, а также страхования, для смягчения последствий возможного нарушения указанных требований.
Кроме того, для получения разрешения оказывать услуги в области криптовалют компании за пределами ЕС должны будут пройти процесс лицензирования и доказать свою способность соблюдать требования в области идентификации клиентов, предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма, управления рисками, капитала и процедур управления конфликтами интересов. Это может потребовать изменений в процессах и внедрения новых технологических решений для обеспечения прозрачности, безопасности и защиты прав потребителей.
Таким образом, влияние нового закона на компании Европейского союза и компании вне ЕС может быть значительным, что потребует дополнительных затрат, внесения изменений в бизнес-модели и операционные процессы. При этом, соблюдение нового законодательства может предоставить компаниям некоторые преимущества. Пользователи и инвесторы, зная, что компания соответствует требованиям MiCA, будут доверять и использовать ее услуги, что поспособствует увеличению клиентской базы и расширению бизнеса.
Единые правила, установленные MiCA, могут сделать криптовалютный рынок более прозрачным и обеспечить единый набор правил для всех участников. Положения могут упростить международное взаимодействие и создать более благоприятную среду для развития инноваций в сфере криптовалют.
С другой стороны, применение MiCA будет оказывать давление на криптобиржи, особенно на маленькие компании, и не все из них смогут соответствовать новым требованиям, что может привести к сокращению числа бирж в следующие 18 месяцев. При этом, децентрализованные биржи, на которые сложно оказывать влияние, вероятно, смогут оставаться вне области применения регулирования MiCA. Законодательство может значительно повлиять на анонимность пользователей в криптовалютной сфере и обусловить увеличение числа «черных» бирж, хотя изначальной целью проекта является как раз их уменьшение из-за бесконтрольного движения активов.
Вступление MiCA в силу приведет к изменению правил и внедрению комплексной системы регулирования, наподобие той, которая существует на классическом рынке капитала. Однако, аналогично любому законодательству, MiCA не может дать гарантии полного исключения негативных аспектов криптоиндустрии. Всегда стоит помнить, что законодательные меры направлены на обеспечение безопасности и защиты интересов пользователей, однако на практике возможны различные сценарии, поэтому важно следить за развитием регулирования в криптовалютной сфере.
Источник: Цифровое право